- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0019-01-2024-006501-17 |
Дата поступления | 04.02.2025 |
Номер по предыдущей регистрации | 2-4360/2024 ~ М-3860/2024 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Судья | Соколова Виктория Олеговна |
Дата рассмотрения | 28.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству | 04.02.2025 | 12:26 | 04.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 04.02.2025 | 17:33 | 04.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 04.02.2025 | 17:34 | 05.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 26.02.2025 | 14:30 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 05.02.2025 | ||||
Судебное заседание | 01.04.2025 | 14:00 | Производство по делу приостановлено | НАЗНАЧЕНИЕ СУДОМ ЭКСПЕРТИЗЫ | 26.02.2025 | ||||
Производство по делу возобновлено | 23.04.2025 | 10:52 | 23.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 28.04.2025 | 14:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 23.04.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 16.05.2025 | 00:01 | 24.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 26.05.2025 | 15:32 | 26.05.2025 | ||||||
Дело оформлено | 26.05.2025 | 15:32 | 26.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация г. Новочеркасска | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ДЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска | ||||||||
ОТВЕТЧИК | КУМИ Администрации г. Новочеркасска | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Мирошкин Сергей Михайлович | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Момотов Валерий Иванович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Момотова Петимат Абдул-Хамидовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Олейникова Лилия Григорьевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФГБНУ ФРАНЦ |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
|
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
|
УИД 61RS0019-01-2024-006501-17
Дело № 2-1007/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2025 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Соколовой В.О.,
при помощнике Мазуриной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Олейниковой Лилии Григорьевны к Администрации г. Новочеркасска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новочеркасска, третьи лица Момотова П.А.Х., ФГБНУ ФРАНЦ, об обязании устранить нарушения в сфере жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Олейникова Л.Г. обратилась с вышеуказанным иском в обоснование указав на следующие обстоятельства.
На основании ордера № от <дата> и договора социального найма № от <дата> истица занимает комнату №, площадью 10,3 кв.м, в коммунальной <адрес> по адресу: <адрес>.
Истица неоднократно обращалась в Администрацию г. Новочеркасска с требованием проведения капитального ремонта квартиры. Однако до настоящего времени капитальные ремонт не произведен.
Олейникова Л.Г. просила суд обязать Администрацию г. Новочеркасска, Департамент ЖКХ и Благоустройства Администрации г. Новочеркасска провести капитальный ремонт комнаты №, площадью 10,3 кв.м, в коммунальной <адрес> по адресу: <адрес>.
Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в их отсутствие настаивали на удовлетворении иска.
Представитель Администрации г. Новочеркасска Дейнега Л.П., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, так как в судебном заседании установлено, что спорная квартира находится в непригодном состоянии для проживания по вине самой истицы.
Представитель ДЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска Панкратова И.В., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, так как в судебном заседании установлено, что спорная квартира находится в непригодном состоянии для проживания по вине самой истицы.
В судебном заседании представитель третьего лица Момотовой П.А.-Х. – Момотов В.И., просил в удовлетворении иска отказать, так как в судебном заседании установлено, что спорная квартира находится в непригодном состоянии для проживания по вине самой истицы. Приобщил фототаблицу, подтверждающую факт нахождения спорной квартиры в неудовлетворительном состоянии.
Иные лиц, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены судом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Полномочия органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены учет муниципального жилищного фонда, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе, на осуществление безопасных условий проживания граждан в соответствии с жилищным законодательством, относится к компетенции административного ответчика.
В силу ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключении экспертов.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с п. 3 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр (далее Правила), право пользования жилым помещением по договору социального найма возникает на основании договора, заключенного в письменной форме и оформленного в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения».
Согласно пп. «д» п. 5 Правил, наниматель имеет право требовать в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Наниматель может иметь иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором социального найма жилого помещения.
В соответствии с п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
Перечень работ, проводимых в ходе капитального ремонта жилищного фонда, приведен в ст. 166 ЖК РФ, согласно которому к капитальному ремонту относится ремонт фасада.
В соответствии с пп. «б» п. 5 Раздела 2 Договора № 64, наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном дом, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение.
Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта в силу закона и заключенного между сторонами договора возложена на наймодателя.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что на основании ордера № от <дата> и договора социального найма № от <дата> истица Олейникова Л.Г. занимает комнату №, площадью 10,3 кв.м, в коммунальной <адрес> по адресу: <адрес>. Данный факт, подтверждается копией договора социального найма № от <дата>.
В судебном заседании представитель Департамента ЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска подтвердил факт нахождения на его балансе жилого дома по адресу г. Новочеркасск, ул. Ветеринарная, 24.
Также установлено, что Олейникова Л.Г. неоднократно обращалась в Администрацию г. Новочеркасска, Департамент ЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска с требованием проведения капитального ремонта не только занимаемой ею комнаты, но и всей квартиры, т.к. последняя находится в непригодном для проживания состоянии – отсутствует отопление, газ, вода, электричество.
Факт непригодности комнаты для проживания подтверждается многочисленными актами обследования жилищных условий, в том числе со стороны ответчика Департамента ЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска, многочисленными обращениями Олейниковой Л.Г. в различные инстанции, представленными фото квартиры.
Не отрицали факта непригодности квартиры для проживания и представители ответчиков в ходе рассмотрения дела.
Кроме того, со стороны прокуратуры г. Новочеркасска также проводилась проверка на соответствие занимаемой истицей комнаты и квартиры, в которой она расположена, требованиям санитарных, технических Норм и Правил. При этом, в ходе проверки согласно заключению об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…от <дата> №, установлено, что для восстановления функциональной способности <адрес> в <адрес>, требуется выполнение капитального ремонта помещения, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.
Также факт нахождения спорной комнаты и квартиры, в которой находится комната, в непригодном для проживания состоянии допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7
Однако со стороны ответчиков никаких действий на протяжении длительного времени не было произведено.
Таким образом, имеются основания для частичного удовлетворения иска Олейниковой Л.Г. в части обязания приведения квартиры и комнаты в пригодное для проживания состояние.
При этом, суд полагает, что данную обязанность следует возложить на ответчика ЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска.
В данном случае суд исходит из следующего. Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 23.12.2016 создан отраслевой (функциональный) орган Администрации г. Новочеркасска Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска.
В соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска (далее - Департамент ЖКХ), утвержденного решением Городской Думы г. Новочеркасска от <дата> № (далее - Положение), именно Департамент ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Новочеркасска, муниципальным заказчиком, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области благоустройства, городского жилищно-коммунального и дорожного хозяйства в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Новочеркасск», обладает правами юридического лица, осуществляет свою деятельность самостоятельно».
В силу п. 3.8 Положения на Департамент ЖКХ возложены функции организации работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети, жилищного хозяйства, внешнего благоустройства на территории города.
В соответствии с п. 1.8 - 1.9 Положения финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новочеркасска. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются Департаментом за счет средств бюджета города Новочеркасск, в рамках выделенных лимитов бюджетных средств.
Таким образом, обеспечение соблюдения вышеуказанных требований закона, требующих финансовых затрат должно быть произведено за счёт средств Департамента ЖКХ, а при их недостаточности за счет средств администрации г. Новочеркасска.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта в силу закона и заключенного между сторонами договора возложена на наймодателя, каковым в данном случае является именно Департамент ЖКХиБ Администрации города Новочеркасска.
Принимая во внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, суд полагает, что в целях способа восстановления нарушенных прав и законных интересов истицы на орган местного самоуправления необходимо возложить обязанность произвести ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда с целью его приведения в соответствие с установленными санитарными и техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно ст. 16 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочии органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 158 Бюджетного кодекса РФ определяет, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Как следует из ст. 5 Устава г. Новочеркасска, формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
Согласно ст. 24 Устава города, представительным органом местного самоуправления в городе Новочеркасске, обладающим правом представлять интересы всего населения и принимать от его имени обязательные для муниципального образования решения, является Городская Дума города Новочеркасска.
Согласно п. 2 ст. 25 Устава, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, в соответствии с законами Российской Федерации и Ростовской области, относятся к исключительной компетенции Городской Думы города Новочеркасска.
Таким образом, Администрация г. Новочеркасска не вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с финансированием мероприятий по проведению ремонтных работ по адресу <адрес>, в коммунальной <адрес> комнате №, площадью 10,3 кв.м., поскольку решение о выделении денежных средств на эти цели принимается городской Думой.
При установленных обстоятельствах, суд полагает исковые требования, подлежат частичному удовлетворению.
В данном случае суд не принимает во внимание доводы ответчиков о том, что Олейникова Л.Г. сама привела квартиру в непригодное состояние, т.к., во-первых, достоверных и допустимых доказательств этому не представлено. Во-вторых, как уже было указано выше, в квартире отсутствует отопление, вода, газ и электричество. Устранить либо привести в негодность оборудование для поставки отопления, газа, электричества и воды сама истица никак не могла.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Олейниковой Лилии Григорьевны удовлетворить частично.
Обязать Департамент ЖКХиБ Администрации города Новочеркасска Ростовской области (ИНН 6150094023, ОГРН 1176196002454) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, в коммунальной <адрес> комнате №, площадью 10,3 кв.м., с целью ее приведения в соответствие с установленными санитарными и техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства, которым должно отвечать жилое помещение.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 16 мая 2025 года.
Судья
Новочеркасского городского суда В.О. Соколова
Ростовской области
